Отзывы других авторов и поэтов

 

Биография | Стихи | Песни | Отзывы других авторов и поэтов | Галерея | Гостевая книга

 

Яндекс.Погода

 

ПЕВЕЦ И МУДРЕЦ
Когда я читал стихотворения Александра Ананичева, я вспоминал слова древнего  китайского поэта: многие ходят по тропинкам, а Главный Путь  зарос дикой травой…
Александр Ананичев рано почуял гибельность и тленность самолюбивых тропинок поэзии и смело ступил на вечную  Дорогу Православного Слова. Вот и говорит с некоторой прямолинейностью: «Я – никто, меня нет, если я не поэт православный…»
Легко и стремительно льются его исторические баллады, превращаясь в певучие песни.
Монументальная история седой и святой Руси вдруг предстает в прозрачных, песенных куплетах, хотя такой дар таит опасность легковесности и как бы излишней фамильярности с Госпожой Кровавой Историей!
Но как не залюбоваться горным, весенним козленком, летающим и витающим над альпийскими безднами?…
Чего только не прощаем мы смелой беспокойной молодости!…А в стихотворениях Ананичева много удали, звона ныне воскрешенных колоколов и мудрости христианского всепрощенья – в них много добра и любви, а не хладных, мертвых мудрствований, которыми наполнены стихи многих современных стихотворцев. «Чувство – это все!» - говорил Гете.

 

Тимур Зульфикаров

 
  Яндекс.Новости
 
 

Русь – страна чувств, заводь душевности, обитель воздыханий, упований, ожиданий. Русь девственна и женственна, и часто – увы! – окунает верозащитный меч в вино и самогон и блаженно, безбожно дремлет под лопухом иль конским  щавелем. Кого ждет Она? Кто разбудит Ее?
Такие поэты-песнопевы, как Александр Ананичев, пробуждают спящих и отрезвляют пьяных. Мудрец говорит: «омрачихся аз умом в страстех житейских…»Я пожелаю молодому, талантливому поэту все дальше уходить от страстей житейских к монашеским кельям, где и дышит истинная Русь! Тут вечные ключи к Поэзии, к Истории, к Апокалипсису, Вечному Царству Божьему

 

У РОССИИ – НА НЕБО ИСХОД…
Стихи Александра Ананичева – как картина с перспективой: не плоскостное, сиюсекундное изображение действительности, а постоянный пытливый взгляд туда, за линию горизонта, за очертания предмета, простирающегося в пространственное и временное неведомое.
Стихи пишутся довольно часто о пережитом, по сложившейся, отстоявшейся схеме. Когда автор заранее знает, о чем он будет говорить. «На мысли, дышащие силой, как жемчуг, нижутся слова». (М. Лермонтов). Но есть стихи-поиск, стихи-инструмент познания мира. Автор ищет, он исследует предмет, не имея готового ответа. Порой эти два способа художественного изображения действительности сочетаются. У Ананичева преобладает последний.
И тем интереснее стихи и сам их автор. Каждый, кто читает такое стихотворение,   становится соучастником, сотворцом процесса  его создания, достраивает,  дописывает мысленно строки своим собственным разумением. Вот уж воистину: «Нам не дано предугадать…» Это – тот случай, когда слово отзывается в другой душе со всей творческой и человеческой полнотой: не ставя  ни автору, ни читателю никаких препон,   мешающих процессу восприятия быть истинно творческим и всецелым.
Шекспир писал: «Горе в любви и в искусстве тому, кто говорит все». Александр Ананичев говорит не все не столь сознательно, сколь потому, что его  значительно больше, чем вмещается в строки, уже написанные. Недосказанность и недоговоренность – от желания сказать больше, вместить больше в то, что уже состоялось, оформилось в стихотворение. Рост человеческой личности опережает рост поэтического материала.

 

Римма Казакова

А что же это за личность? Очень русский человек, которого именно любовь к Родине, не декларативная, а живая и безвариантная, обрекает говорить правду, не бояться и горьких признаний. Его «на ветру униженная Русь», чей исход – небеса, бескрайняя высота, высокое богатство, сильнее «собачьей эпохи», Марселей, Парижей и Нью-Йорков, карнавалов гуляющего, сытого отсека человечества.Стихи Ананичева – это стихи православного, верующего человека, верой не формальной, отписочной, а той, которой можно и позавидовать, которая защищает и окрашивает жизнь в светлые тона надежды, добра, силы.
В самом определении этой веры – слова «право» и «слава»,  апология правды и славность, природы, национального характера, народного сознания. Вера – это очень серьезно для поэта, и он умеет передать истинность и силу своей веры, и веришь ему в ответ на его благую веру, что верно: Христос его приютит и оградит от скверны мирской.
Убедительно звучит, как дорога – прочь от всех наших бед:
У России – на небо исход.
Побредем мы этапом бескрайним
За Христом сокровенным, опальным.
Через звездное озеро вброд.
Одна из тем, особенно больно и безысходно занимающая поэта, - война, дыханье войны. Несть ему конца: Куликово ли это поле, завьюженный ли Кизляр, память ли далеких лет великой мировой. «Не забыть бы дыханье войны», - говорит поэт, и в этом его понимание невозможности уйти от этой занозы, этой мины замедленного действия нашего бытия. Да и нежеланье уходить от того, что ранит, мучает, обрекает человечество. Сострадательная, щедрая душа поэта не выглядит чем-то, нуждающимся в похвале, в громком одобрении. Эти качества – один из признаков большого поэта, который, я уверена, вырастает на наших глазах и состоится, чтобы выполнить миссию, свое назначение: творить прекрасное, эстетически и этически необходимое людям.Александр Ананичев пишет стихи, а также песни. Музыкальная одаренность открывает еще одну очень коммуникативную, человечную грань его дарования. Но в основе и стихов, и песен Саши Ананичева лежит музыка слов, выстраивающая стих. И эта музыка – музыка чистоты, честности, музыка любви. Та музыка, без которой нас нет…

Настигающее время
Знакомство с творчеством Александра Ананичева у меня получилось трехступенчатым. Вначале я прочел его «Путеводитель по Троице-Сергиевой Лавре». Потом услышал его песни в его же исполнении. И, наконец, прочел рукопись его стихов. Путеводитель был написан человеком православным, талантливым и, несомненно, поэтическим. Жаль, что был издан скромно и по тиражу, и по полиграфии. Песни Ананичева меня  обрадовали своей мелодичностью. Ритма, хрипения, криков теперь с избытком, а продолжения традиций русской напевности, учительности песен почти и нет. До слез меня тронула песня о детском доме в Кузьминках.
Пускай нам воспитатель здесь как мать….
Когда уйдем однажды в мир мятежный,
Мы в этот дом, где дали нам надежду,
Детей своих не будем отдавать.

Суровые стихи о Чечне, пронзительные о Белграде, проникновенные трогательные о России, душевные, именно душевные, о любви дают все основания сказать – перед нами человек, который данный ему от Бога дар употребляет на служение Богу, Отечеству и людям. А это и есть для пишушего составные искомой духовности.Интересно высказать вот еще какое наблюдение.

 

Владимир Крупин

Читая Александра Ананичева, я ловил себя на мысли, что он старше меня в современности. Объясню: старше, конечно, я, но во время потрясений для России я вошел человеком сложившимся, со своими убеждениями, которые демократические перетряски и словоблудия не могли поколебать. То есть одолеть бесовщину последнего десятилетия  мне помог спасительный консерватизм. Ананичев же вошел в это время совсем юным, с неокрепшим сознанием, и ему было гораздо тяжелее.И то, что он интуитивно, а интуиция тоже дар Божий, смог преодолеть искушения и соблазны встать на путь издевательства над прошлым, на путь прославления культа денег и тела, - его огромная заслуга. И мне не грешно, полезно учиться у младшего брата силе и мужеству сопротивления врагам России и души человеческой.
Моя бедная Русь, за тебя помолюсь
Над речною дымящейся гладью.
Слава Богу за все! За щемящую грусть,
За причастье твоей благодатью,
И – чуть раньше:
Вновь червонные закаты
Нагоняют страх и грусть.
Но пока горят лампады,
Будет жить святая Русь.

На разных языках души

Александр Ананичев – автор в некотором роде особенный. Он представляет собой точное отражение пробуждающейся национальной России, а именно – ее главного, русского начала. Это как бы материализация глубинного сопротивления русского народа, его противостояния всему, что чуждо Отечеству.
Сила его поэзии – в неподкупном, неподдельном русском православном самосознании как единственно жизнеродящем в возрождающейся России. Именно это позволяет Александру Ананичеву самобытно сказать о многократно сказанном:

Чем в шелках пропасть,
Лучше штопать снасть.
А за ней латать
Крышу, душу, рать.

 

Надежда Мирошниченко

Чем в шелках пропасть,
Лучше штопать снасть.
А за ней латать
Крышу, душу, рать.
Меня буквально восхитило умение Алесандра переосмысливать, казалось, бы аксиому. Если в знаменитом киплинговском «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись вовек» запечатлена гордыня конквистадора, то в душе Александра Ананичева живет спокойная уверенность в собственном жертвенном пути:
И зачем нам запады с востоками,
Коль в груди с Христом распята Русь… 

Впервые именно эти стихи Александра Ананичева помогли мне наконец свести к формуле суть проблемы «они» и «мы» - это две вселенные, говорящие на разных языках души.

 

ИСТОРИЯ, ВЕРА, ЛЮБОВЬ…

Если не знать автора этих стихов лично, а познакомиться сначала только с «топологией» его стихов, - можно подумать, что перед нами бывалый путешественник. Ведь успел он повидать не только, к примеру, Варшаву или станицу Брюховецкую, что на Кубани, а аж даже и заокеанский Нью-Йорк. Это в свои-то тридцать лет!
Прекрасно, что молодежь нынче, не то, что во времена моей юности, имеет возможность окунуться с головой в атмосферу окружающего мира. Окунуться, чтобы с радостью принять одно и отринуть другое. Мне показалось, что в иных случаях энергия эмоционального отталкивания даже словно несколько выходит из-под контроля трезвого рассудка. Но вот тут-то как раз и убеждаешься, что перед нами автор молодой, а разве возможна молодость без горячности, увлеченности? Я уж не говорю о том, что большинство-то наших молодых современников как раз слишком легко поддаются на удочку всевозможных зарубежных соблазнов, и очень хорошо, что нашему автору такая, гораздо худшая крайность, не грозит сейчас, и, уверен, не будет грозить впредь.С не меньшей охотой, чем в пространстве, Александр Ананичев путешествует во времени. В его исторических балладах находит своеобразное, порой причудливое переплетение реальная история и отражение жизни народа в религиозных постулатах его Веры.   Все это, условно говоря, образует общественный пласт стихов молодого автора. Но другим неотъемлемым слагаемым его поэтического мироощущения  является интимная лирика. Трепетная неожиданность знакомства, вокзальные провожания, ожидания вестей… Вот тут уж и «география» обретает дополнительную эмоциональность.Мне жаль, однако, тех читателей, которые не смогут послушать те же баллады в авторском исполнении и под собственный аккомпанемент Александра Ананичева, естественно, на гитаре (с нею, по-моему, он не расстается никогда).  Помню, какой ошеломляющий успех стяжал наш автор у дивчин одного из лицеев польского города Быдгощ. Очаровательные представительницы прекрасного пола еще долго не отпускали Сашу после концерта и потащили его куда-то в кафе, - послушать еще.Хочу пожелать Александру одного: «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь»…

 

Вадим Баранов

Поцеловать камни...
(О стихах Александра Ананичева)

Его биография - пока еще достаточно краткая - начина­ется с даты: 1970.
Когда этот год наступил, он казался знаком окончатель­ного триумфа Советской власти: она придала столетию сво­его основателя грандиозный, всемирно-исторический масш­таб. Кто мог предположить, что люди, родившиеся в том году, окажутся последними, кому доведется пройти обяза­тельные ступени «комвоса», то есть коммунистического вос­питания, а потом распрощаться с самой лестницей. Стадию «октябрят» они прошли под традиционную со­ветскую музыку, а потом и «пионерию». Правда, делаясь пи­онерами, они уже могли уловить в этой музыке вплетающиеся в нее со стороны издевательские нотки. Комсомол их принял буквально накануне самороспуска. Была еще армия: на два года она изымала человека из идейного распада (в армии распад тоже шел, но по другим линиям); демобилизовавшись с действительной, такой человек поспевал если не на пепелище, то на самый разгар...
Время мое растоптало империю,
 Пылью зеленой звеня.

Лыко «Империи» встало в строку позднее, и пыль зеленая взметнулась - лет через десять после «отмены СССР», - а тогда еще на триколорные составные расщеплялся красный. Попала душа на распутье.

Лев Аннинский

В сознании Александра Ананичева бардом демократии оказался «воспеваемый либералами» Михаил Щербаков, о котором Ананичев отзывается так: «это как бы пришелец с другой планеты». Интересно: о гражданской позиции - ни слова, а только об интонации: «он смотрит на этот мир про­хладно, отстраненно». Чтобы сквозь интонацию проступила позиция, Ананичев сдвигает прицел с фигуры Щербакова на фигуру мэтра, Иосифа Бродского: «с его почти брезгли­вым, ледяным неприятием жалости к людям»... Демократия, отпраздновавшая победу в 90-е годы, - без­жалостна. Кажется, на этом счеты с ней Ананичева кончены. Назад повернуть, в утраченные советские времена? Не­реально. «Провалился в бездну Советский Союз, оставив­ший в память о себе Ленинградскую область и вождя миро­вого пролетариата на броневике, словно пародирующего Медного Всадника». Как у истинного поэта, у Ананичева и здесь работает интонация: в отношении провалившегося Со­ветского Союза - прохладная отстраненность, в отношении его основателя - отчужденная ирония. Впрочем, и к Медно­му Всаднику никакого пиетета; две Империи, Советская и Российская, сливаются в общее чучело. Так что же? Повиснуть в пустоте? «Мы были последни­ми пионерами... Галстуки сняли... И стали - никем - звезда­ми и снежинками, искорками, летящими от папиросок...» Борис Рыжий, написавший эту эпитафию, повесился от от­чаяния. Александр Ананичев ищет, как устоять. Обернувшись в прошлое, он за кремлевскими звезда­ми и питерскими прешпектами всматривается в давнее в Русь Московскую, в скиты лесного Заволожья, в кельи первых отечественных монахов. Здесь находит душа дав­но покинутый Дом, и поэзия сразу обрастает реалиями. Высокие свечи, горячие иконы, золотые кресты. Купола, лампады, иноки... Видно, сказывается место рождения Александра Ананичева - его малая родина - советский городок Загорск, пе­реназванный так в память о большевике, взорванном эсе­ровской бомбой. Для этого убиенного революционера Ана-ничев находит одно определение: польский. В сознании по­эта живут совершенно другие духи места: архимандрит Ле­онид, архимандрит Авраамий, патриарх Никон и, наконец, «ангел-хранитель Земли Русской» - преподобный Сергий Радонежский. Александр Ананичев становится знатоком, экспертом, блестящим экскурсоводом по Лавре, автором диссертации о ее памятниках. Очередную книгу его благословляет игумен Лавры, отец Виссарион. «Помилуй, отче», - шепчет поэт, гладя крестик под рубахой. Реют кресты над Парнасом, поют ангелы. Ко­локола созывают разбредшихся детей.
Ветрам проворным открытый,
На перекрестке пустом
Дремлет, вздыхая,
забытый Блудным хозяином дом.
Но какая-то неодолимая сила разворачивает героя, об­ретшего кров, обратно в неуправляемый мир. Что это? Жажда испытать себя? Неуемное любопытство? Исходный, исконный, изначальный русский зуд: что там, за горизонтом? Дорога на океан... а потом и через море-океан: за морем житье не худо, и какое в свете чудо? Колдовство ли очаровывает русского человека, вечно мечтающего вер­нуться к себе самому, к «своим», припасть к родным кам­ням, но еще больше - погулять по свету! Знаете, чем озабочен Александр Ананичев, осенивший себя именем Сергия Радонежского? «Константинополь будет наш!» Господи, Твоя воля: где Посад, где Константинополь! До­стоевскому на том свете икается от этой непреходящей че­сотки. А никуда ведь не денешься: душа у нас - казачья.
Тихий Дон не был тихим и ласковым:
 Воды с кровью в нем перемешаны.
 В камыши - волна басурманская,
Православная - под орешину...
Жены шли к Уралу за бедами
Воскресеньями, ой, прощеными,
Хороня мужей не отпетыми
И детей в пути некрещеными...
Некрещеные, а свои.
Да ведь и поляки - свои, хотя с ними не все гладко, вот если бы Польша была православной... Еще бы лучше «в каком-нибудь нейтральном Вышеграде» созвать славянский съезд! Вот все ручьи и слились бы в едином море. «Болга­рия, Болгария - священная страна!..» И с ней не гладко, пожарами озарена, вот-вот за братушек надо будет всту­паться. И сербов надо бы защитить. Но, увы: «покуда Мос­ква на коленях, на кресте остается Белград». Общая картина: выходит в мир душа, полная добрых на­мерений, щедрая, готовая к самопожертвованию, а мир встре­чает ее огнем и злобой. Хочется полюбить всех - а как их всех обнимешь, когда дерутся? Посылает Русь сынов своих с миром, и что же? Один, отстреливаясь в танке, сгорает под Кабулом. Другой убит в завьюженном Кизляре. Тре­тий, спецназовец, остается лежать «на площади восставшей». На какой площади? Где? Кого усмирял? Не уточняется. А может, это и лучше, что не уточняется. Уточнишь еще невпопад. «Я стою в самом центре Багдада, для джуляба готовлю стакан»... Успел ли выпить, пока Буш не на­валился на Саддама? Неподатлив мир на доброе слово. Строишь рай, чело­век в нем тоскует, яд ближнему сыплет, в ад просится, туда, где «банкиры, шуты, упыри, спидоносы». Да что рай - на­чали строить божий храм, бригадир начитался Толстого и вместо праздника Успенья посвятил собор «раскосому БуддЕ», - сдвигая ударение на кончик имени, Ананичев пе­редает все омерзение православного человека при таком святотатстве. Однако ведь и нехристей надо любить. А результат? Да­ешь приют измученному страннику, а он, освоившись в доме, входит во вкус, и - «глядь - в сапожках по дому гуля­ет тот, кто давеча был босиком». Завершается история сле­дующим обещаньем:
Похмелю свою душу ветрами
И нагайкой встряхну огневой,
Чтобы этот, пристроенный нами,
Под своей окормлялся звездой!
Борцы с еврейским заговором могут заподозрить, что тут звезда Давида о шести лучах, но с такой же вероятнос­тью лучей может оказаться восемь. Ананичев чужд конфессиональной слепоты, как и сле­пого национализма. Эпизод из Великой Отечественной вой­ны: немец ведет на расстрел русского и горца. «Чернявый! Тебя не убью, если ты старшину расстреляешь. Этот рус­ский умрет за Россию свою, ну а ты за кого погибаешь?» Горец убивать русского отказывается, они встают рядом и падают: старшина - головой на восток, а южанин - ногами на север». Перед смертью этот южанин успевает сказать: «Я умру за улыбчивый Азербайджан и печальную русскую землю».
Не будем придираться: с чего это Азербайджан так улыб­чив? И еще: откуда там горы? А вдруг Ананичев имеет в виду Нагорный Карабах? Я в это не верю, никаких подтек­стов, намеков и тайных знаков у него нет, не тот характер. А вот русская печаль неподдельна.
Печаль - оттого, что мир не откликается, не отвечает сердцем сердцу. Отовсюду - злоба.
И уже никому не уйти...
Из холодных вагонов до срока.
Сторожат нас собачья эпоха
И зима на обратном пути.
Впереди - только тягостный плен,
Только сумрак и берег печальный,

Где однажды под грохот кандальный
Нас поставят вдоль гибельных стен.
У России - на небо исход!
Побредем мы этапом бескрайним
За Христом, сокровенным, опальным,
 Через озеро звездное вброд.
Как справиться с этим подступающим Апокалипсисом? Читая святых отцов и другие достославные сочинения, Алек­сандр Ананичев черпает из них утешение. «Лучшее во мне то, что,я себе не нравлюсь», «Ничего нельзя исправить, кро­ме собственной души»... Исправление собственной души не только не противоре­чит образу Святой Руси, брезжущему в стихах и песнях Ананичева, но, в принципе, этим христианским самоощущени­ем предполагается. Однако не избавляет от печали. И от боли, источник которой - в том, что противоречиями разод­рана сама Святая Русь. Каркает ворон. Молится инок. Люди просятся в ад.
Середины у нас никакой,
Каждый крепкого берега просит:
На Руси - то подлец, то святой.
Серых нет, а коричневых - вовсе.
Знатоки русской философии, несомненно, распознают здесь перекличку с давней идеей, что на Руси честных нет, но все святые. Если святые, значит, есть во что верить.
Словно ладан, пью русскую грусть...
Оглянусь: сзади - волки по насту.
Ты жива, Православная Русь,
 И открыто Небесное Царство.
Небесное Царство открыто для духовного зрения. А зре­ние реальное? Оно упирается... нет, не в чащобу, из глуби­ны которой каркает ворон и в глубину которой идет святой, чающий найти там уединение. Упирается реальное зрение -в овраг, памятный по Вятке, но располосовавший всю Рос­сию. Название этого оврага - Раздерихинский – включает цепочку звуковых и смысловых ассоциаций, и тогда рожда­ется лучшая ананичевская песня, эмблема его лирики, заг­лавный символ, украшающий его диски и кассеты. Братские могилы подпирают склоны оврага, трава шеле­стит над костями. Чьи кости?
Две столкнул однажды рати
Темной ночью грозный яр:
Устюжан здесь резал вятич,
Принимая за татар...
Но ведь и татары - люди! Причем - свои, не менее свои, чем тот «горец», что упал головою на север, погиб за пе­чальную Русь. Страшнее другое: устюжанин и вятич без вся­ких татар готовы убить друг друга, причем каждый - во имя Святой Руси.
Нас беда не вразумила.
Мы разрозненны и злы.
Сколько мы своих в могилу
По ошибке упекли!
По ошибке?! Или по горькой нашей склонности к раско­лу и раздору? О, если бы это были только «ошибки» - их-то можно исправить. Но попробуй исправить душу, когда она выстроена на этом максимализме, на «неизбежности греха» и сладкой безнадёге вечного покаяния!
А потом целуем камни
И печаль несем в кабак...
И все глубже окаянный
Раздерихинский овраг.
Потрясающая песня. Каждый раз, когда слышу ее, душа не в силах «исправиться», корчится, как в петле. И из той же петли - наитием, что ли, - взмывает ввысь: в свет, в сво­боду, в бездонь. Может, это от мелодического строя, от манеры пения? У Ананичева, как у барда, ответ на выраженную в словах не­разрешимость таится в гармонии. Поет - в такт шагам, в ритме легкой, летящей походки. Ничего от проникновенного зауныва, привязавшего бардов­скую песню 1960-х годов к городскому романсу. Ничего - от укрома комнатной независимости, от уязвленной интелли­гентской «кухонной оппозиции» 1970-х. И от монашьей кро­тости, от поступи «мелкими шажками», тихо зашуршавшей в 1980-е, - ничего... Открытая ширь, пение птиц, плеск реки. Овевающий ветер, дыхание в такт шагам, пение - вольное, как дыхание. Как это вольное, счастливое пение сопрячь с горечью знания, эту естественную энергию - с ожиданием Апока­липсиса? А думаете, вечные разборки наши, удаль раздерихинская - от «ошибок» только? От избытка сил все это. Вот этот избыток сил и держит выпрямленной душу че­ловека, осознавшего себя в Сергиевом Посаде, опевшего весь мир и вернувшегося, чтобы поцеловать родные камни.

 

Copyright (c) Ананичев А.С., разработчик Кузьминов И.С. aka AzazeL

 

Hosted by uCoz